Орган городского самоуправления, основан в 1787 году.

Как орган городского самоуправления предназначалась для сохранения в городе «благочиния», поощрения привоза и продажи товаров, для приумножения городских доходов, разрешения недоразумений по делам обывателей. Все городское общество делилось на 6 разрядов «настоящих городских обывателей», то есть владельцев недвижимой собственности: купцов трех гильдий, ценовых ремесленников, иногородних и иностранных «гостей», именитых граждан и посадских. Сначала выбиралась «общая дума». Она состояла из гласных, которые выбирались собраниями владельцев недвижимости, и городского головы. «Общая дума» из своего состава выбирала «шестигласную думу». В нее входили по одному представителю от каждого из разрядов. Дворяне могли отказаться от исполнения должностей, и основная тяжесть по их исполнению ложилась на плечи купцов и зажиточных мещан. Ценз Городового положения 1785 г. позволял занимать высшие посты лишь лицам с доходом не менее 5 тысяч рублей. Позднее этот предел возрос. Заседания общей городской думы, кроме чрезвычайных, должны были проводиться не более одного раза в три года. В 1824 г. купцы 1 гильдии получили право отказываться от всех должностей по выбору, кроме должностей городского головы и заседателей палат словесных судов. Купцы 2 гильдии должны были принимать должности бургомистров и ратманов магистрата. Купцы 3 гильдии становились депутатами «при разных местах». На все прочие места, если «купцы не пожелают», избирались мещане. Мотивы выдвижения на общественные посты были различными. Часть мещан получала возможность проявить себя, других привлекали возможности, пусть и ограниченные, управления людьми и материальными ресурсами. Иногда влиятельные тарчане «подставляли» своих людей, которые находились от них в зависимости. «Общие думы» вскоре после возникновения перестали собираться, а «шестигласные думы» оказались преимущественно в руках купцов. После введения в 1872 г. в Таре нового управления рабочее население лишилось избирательных прав, а в выборах в думы участвовали жители, платившие налоги. Высокий имущественный ценз фактически передал этот орган в руки наиболее состоятельных купцов, крупных домовладельцев и дворян, владевших недвижимостью. Беднота и те, за кем числились недоимки, от выборов отстранялись. Развитие городского хозяйства вызывало необходимость привлечения к работе в думе и городской управе разночинной интеллигенции: врачей, техников, юристов, землемеров. Они поддерживали либеральные настроения части гласных, которые противостояли стремлению наиболее состоятельных членов, переключать бремя налогов на менее имущие слои. В основном, компетенция органов самоуправления сводилась к хозяйственным вопросам. В фонде Тарской городской думы Государственного исторического архива Омской области – 44 дела с 1787 по 1823 гг. В нем сосредоточены указы Тобольского наместнического правления о благоустройстве Тары, доходах и расходах, о выполнении различных требований Тобольской казенной палаты, журналы и протоколы заседаний думы, дела по выборам гласных и другие материалы. Тарская городская дума упразднена советской властью в начале 1918 г., восстановлена белогвардейцами в июне 1918 г., окончательно упразднена после изгнания колчаковцев из Тары 2 ноября 1919 г.

Библиогр.: Тарская городская дума // Государственный архив Омской области и его филиал в г. Таре. – Омск, 1984. – Ч. 1. – С. 32; Жиров А. Городское самоуправление // Тарское Прииртышье. – 1997. – 18 янв. – С. 2-3; Алисов Д. А. Уездный город Тара в 1870-е-1910 гг. // Культура городов Западной Сибири: (вторая половина XIX-нач. XX вв.) / Д. А. Алисов. – Омск, 2002. – С. 156-168: ил.; Коновалов И. А. Особенности городского самоуправления в Западной Сибири в XVIII-XIX вв. // Вестн. Ом. ун-та. Сер. Право. – 2005. – № 3. – С. 57-60; Акишин М. О. Общая городская дума, 1788-1797, 1804-1822 // Власть в Сибири: XVI-нач. XX в. – 2-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск, 2005. – С. 294-295.