16 сентября (4 сентября по ст. ст.) 1811 г. Главный директор путей сообщения утвердил должности смотрителей Тобольской и Тюменской пристаней. В 1837 г. были учреждены первые правила плавания для паровых судов. В 1869 г. по Оби и Иртышу курсировало 20 пароходов. В 1875 г. окончательно сложился институт инспекторов судоходства, утверждена «Инструкция для инспектора речного судоходства и его помощников». После национализации флота в 1918 г. организовано Главное управление водного транспорта (Главвод) при ВСНХ России. В 1920 г. в Омске образован Комитет Северного морского пути с целью организации исследовательских экспедиций по рекам Сибири, поддержания глубин и фарватера речных путей. После многочисленных преобразований учреждений надзора контроль за судоходством на реках Западной Сибири в наше время осуществляет Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства. Его деятельность охватывает разработку и засыпку подводных траншей для трубопроводов, силовых и телефонных кабелей, сооружение затонов и акваторий, углубление акваторий и подходов к причалам, намыв пляжей, защиту берегов от размыва. Управление располагает обширным парком технического флота.
Библиогр.: Ланьков Н. И. Судоходный надзор в Обь-Иртышском бассейне // Иртышское пароходство за 150 лет / АО «Иртышское реч. пароходство». – Омск, 1996. – С. 124-141; Ланьков Н. И. Дозорные Обь-Иртышья / Н. И. Ланьков, Н. И. Олениченко. – Омск: Ом. дом печати, 2005. – 279 с.: ил.; Згурская Г. Во всем первые // Моск. комсомолец в Омске. – 2008. – 5-12 марта (№ 10). – С. 4: ил.; Штрихи к портрету // Моск. комсомолец в Омске. – 2008. – 30 апр. – 7 мая (№ 18). – С. 17.