Омский педагогический институт (ныне Омский государственный педагогический университет) был открыт в 1932 году.

Педагогический институт в Омске организован по постановлению Совета Народных Комиссаров в 1932 г. в составе факультетов: русского языка и литературы, естествознания и физико-математического (с двумя специальностями). Директором института Наркомпрос утвердил доцента А. С. Сливко. Официальное открытие института состоялось 30 октября 1932 г. (хотя институт начал свою учебную работу с 10 октября). Это торжественное событие привлекло внимание омской общественности. Ввиду недостаточности учителей с высшим образованием, первый набор осуществлялся без вступительных экзаменов, по результатам собеседования. Как правило, это были работающие учителя со средним образованием, приехавшие по направлению районных отделов народного образования, райкомов профсоюза и райкомов комсомола. В первый годы было принято 120 человек, которых обучали 22 преподавателя. В 1933 г. в институте организовано заочное отделение в составе указанных факультетов. В 1935 г. открыты, в том числе и по заочному отделению, факультеты: исторический, географический. Было организовано вечернее  отделение с факультетами: историческим, географическим, физико-математическим и русского языка и литературы. В 1936 г. по постановлению ВЦИК № 48 от 10 июля 1936 г. Омскому педагогическому институту присвоено имя Алексея Максимовича Горького. Первый выпуск студентов состоялся в 1936 г. и составил
79 человек. Сначала институт размещался в одной из омских школ, затем в здании на ул. Ленина, № 11, к началу второго учебного года институту предоставлено здание по ул. Интернациональной, № 2. К осени 1957 г. закончилось строительство первой очереди нового учебного корпуса по ул. Партизанской, куда переместились факультеты: историко-филологический, иностранных языков и естественно-географический.
В 1962 г. на основании приказа Министерства просвещения РСФСР при институте была организована очная и заочная аспирантура. К своему
50-летию Омский педагогический институт выпускал с дневного и заочного обучения 1200-1300 учителей. На дневном обучении педагогическое образование получали почти 4 тысячи студентов. На восьми факультетах подготовка учителей по дневному обучению велась по специальностям: история и обществоведение, русский язык и литература, физика, математика, география и биология, химия и биология, английский и немецкий языки, немецкий язык и немецкая литература, французский и немецкий языки, рисования, черчения и труда, учителей начальных классов. В штате кафедр состояло 420 преподавателей, из них 5 имели ученые степени и звания профессора, 141 – кандидата наук и доцента.
В 1993 г. Омский государственный педагогический институт переведен в разряд университетов. В настоящее время Омский государственный педагогический университет, имеющий филиал в г. Таре, – один из ведущих педагогических вузов России, крупнейший образовательный комплекс Западной Сибири с 80-летней историей и прочными научными, методическими и культурными традициями. На 62 кафедрах университета работает около 800 преподавателей, в числе которых более 90 докторов наук, профессоров и более 400 кандидатов наук, доцентов. Факультеты и кафедры университета осуществляют образовательную деятельность в сфере высшего профессионального образования по 45 специальностям (из которых 17 – непедагогических), по 14 направлениям бакалавриата
(26 программ) и по 8 направлениям магистратуры (26 программ).
В университете на 17 факультетах реализуются все формы обучения: дневная, заочная, очно-заочная и экстернат. Ежегодно ОмГПУ выпускает более 1500 человек. Научная, учебная и экспериментальная база университета способствует подготовке высококлассных специалистов по современным и перспективным специальностям, направлениям и специализациям. Постоянное совершенствование образовательных профессиональных программ позволяет получить квалификацию специалиста, степень бакалавра, а в дальнейшем и магистра. В университете работают аспирантура и докторантура, успешным научным исследованиям преподавателей способствует работа диссертационных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций. В последние десятилетия в ОмГПУ сложились научные школы, известные за пределами Омского региона и России. Они определили основные направления научных исследований университета. Вуз располагает не только мощной учебно-материальной базой, но и развитой социальной инфраструктурой: пять учебных корпусов, оснащенных современными техническими средствами обучения, три благоустроенных общежития, уникальный полевой стационар на севере Омской области, агробиологическая станция, культурно-досуговый центр, спортивный клуб, оздоровительный центр.
В 1982 г. вуз награжден орденом «Знак Почета».

Библиогр.: Храпова  Н. С. Омский педагогический институт // Знаменательные и памятные даты Омского Прииртышья, 2007. - Омск, 2006. –
С. 88-90; То же: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lib.okno.ru/kalendar/2007/spravka2007.htm#14; Университет педагогический омский государственный // Энциклопедия Омской области. – Омск, 2010. – Т. 2. –
С. 452: ил.; Омский государственный педагогический университет [Электронный ресурс]. – [Омск, 2011]. Режим доступа: http://www.omgpu.ru/info/. – 7.09.2011; Омский государственный педагогический университет [Электронный ресурс] // ВикипедиЯ. – Майами, [2011]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/. - 7.09.2011.

 

Образование