В «Табели городов Омской области» за 1834 г. встречается первое упоминание об Омской пристани. Сообщается, что на пристань пришло 19 судов, «а в городское управление от пристани поступило 4 952 рубля 66 копеек доходов». В первые десятилетия своего существования она развивалась медленно. Становление порта началось с расширением навигации на Иртыше в конце XIX в., которое в свою очередь было связано со строительством Транссибирской магистрали и железнодорожной пристани, соединившей две главные транспортные артерии – реку и железную дорогу. До конца 1920-х гг. труд портовых рабочих оставался практически полностью ручным. В 1930-х гг. появились первые электрокары, тельерный кран. Наибольшее развитие пристань получила после Великой Отечественной войны. В 1948 г. она получила звание порта первого разряда. Вырос флот, приписанный к порту. В 1960-х гг. освоение Тюменского Севера увеличило объемы перевозок по сибирским рекам. Были построены новые причальные сооружения, инженерные сети, склады. К 1981 г. в рейдово-маневренный флот входило 15 судов и 12 единиц служебно-вспомогательного флота, две плавучие станции, плавучие суда, пассажирский флот. Работники гидрокомплекса порта намывали Иртышскую набережную, набережную Тухачевского, подходы ко всем омским мостам, участвовали в строительстве морского порта в поселке Харасвей за Полярным кругом. В 1994 г. Омский речной порт стал самостоятельным предприятием, выйдя из состава Иртышского речного пароходства. В состав ОАО «Омский речной порт» вошло около 100 судов, 10 грузовых причалов. Омские докеры владеют технологиями переработки любых грузов, могут принять и разместить их на своих причалах или доставить в любые пункты Обь-Иртышского речного бассейна.
Лит.: ОАО «Омский речной порт» // Омская область: на рубеже тысячелетий. – Омск, 2001. – С. 136-137: ил.; Рабочие седого Иртыша // На рубеже эпох: очерки истории и современности. – Омск, 2001. – С. 144-147: ил.