На смену «Омской артели поэтов и писателей» в ноябре 1922 г. пришла новая массовая организация «Орналис». Цель организации – объединение ученых, литераторов, художников, музыкантов и артистов, стоящих на платформе октябрьских завоеваний, приближение научной мысли к широким массам трудящихся. Деятельность «Орналиса» развивалась в двух направлениях: 1) внутренняя, секционная, дающая возможность самокритики и самосовершенствования, 2) открытая, широко-общественная, имеющая своей задачей популяризацию научных знаний и выдающихся художественных произведений. Работа велась по трем секциям: научная, литературная и искусство. На секциях был разработан и заслушен целый ряд докладов «О теории относительности», «О реализме в театре», «Язык и мысль», «Основы художественного творчества» и др. Некоторые из докладов, например «О теории относительности» профессора Зылева, вызвали особенно оживленные дискуссии и заинтересовали представителей всех слоев населения. Наиболее активно работала литературная секция. На ее заседаниях заслушивались доклады и сообщения, обсуждались произведения членов организации. Большое внимание уделяли юбилейным датам знаменитых писателей:
А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского и др. Торжественные литературно-музыкальные вечера собирали огромное количество публики и проходили с большим успехом. В них участвовали как уже хорошо известные литераторы (П. Драверт, А. Сорокин, Л. Мартынов), так и молодежь. Осенью 1923 г. «Орналис» прекратила свое существование.
Библиогр.: Хомяков В. И. Литературный Омск в 20-е годы // Сибирская Ипокрена: лит. портр. ом. писателей / В. И. Хомяков. – Омск, 2003. – С. 35-38; ОРНАЛИС // Сиб. огни. – 2004. – № 3. – С. 214; Вяткин Г. А. Работникам культуры и искусства // Собр. сочинений: в 5 т. / Г. А. Вяткин. – Омск, 2007. – Т. 5: Сказки. Очерки. Письма. – С. 232-234.