Механико-техническое училище открыто благодаря ходайству губернатора Н. Г. Казнакова как «среднее техническое учебное заведение, имеющее целью приготовление сведущих и практически подготовленных техников». Это было первое четырехклассное техническое учебное заведение в Западной Сибири. Согласно новому уставу в 1890 г. оно преобразовано в трехклассное низшее механико-техническое училище. С осени 1895 г. учебное заведение официально стало называться Омским Императора Александра III низшим механико-техническим училищем. В первый класс принимались юноши в возрасте от 14 до 18 лет, окончившие уездное или городское училище и успешно сдавшие экзамены по Закону Божьему, арифметике, геометрии и русскому языку. Обучение было платным, но со дня открытия в учебном заведении имелось 50 бесплатных мест
(30 для Тобольской и 20 для Томской губерний), а также несколько стипендий, учрежденных различными организациями и обществами г. Омска и Акмолинской области. Численность учащихся в конце XIX – начале XX в. составляла: 1887 г. – 59, 1896 г. – 70, 1910 г. – 95, 1915 г. – 84 учеников. В 1901 г. при училище открылась низшая ремесленная школа по слесарному делу. Финансировалось училище и ремесленная школа за счет средств Министерства народного просвещения, иногда небольшие суммы выделяла Омская городская дума. Обучение в омском училище носило больше специальный характер и общеобразовательные предметы давались в объеме, необходимом для профессиональной подготовки. По таким предметам, как математика, физика, черчение, механика, непосредственно связанным с профессиональной направленностью учебного заведения, знания давались в большем объеме, чем в средних общеобразовательных учреждениях. Преподавлись в училище также строительное искусство, технология дерева и металлов, сопротивление материалов, счетоводство. Большое место в учебном процессе занимали практические занятия в столярно-модельном, малярном, слесарно-механическом, чугунно- и меднолитейном, котельном, сборочном и кузнечном цехах. Училище стремилось дать ученикам такую практическую подготовку, при которой они могли бы руководить небольшим техническим производством. Выпускники училища могли работать на механических заводах в качестве рабочих, подмастерьев, мастеров, механиков и чертежников; на пароходах и железных дорогах – в качестве маслянщиков, помощников машинистов, ремонтников и т.д.; в ремесленных и низших технических училищах – в качестве учителей специальных предметов и ремесел; городскими техниками – в случае открытия собственных мастерских. Таким образом, Омское техническое училище успешно решало задачи профессиональной подготовки своих выпускников, что неоднократно было отмечено различными наградами. В 1920 г. училище было преобразовано в профессионально-техническую школу второй ступени, позднее вместо школы был открыт речной техникум.
Библиогр.: Омское Императора Александра III низшее механико-техническое училище и состоящая при нем ремесленная школа // Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1916 год. – Томск, 1916. – С. – С. 284-288; Сковородина И. С. К истории Омского низшего механико-технического училища (1882-1917 гг.) // Современное общество: [материалы науч. конф.] – Омск, 1999. – Вып. 1. – С. 69-71; Омское Императора Александра III механико-техническое училище: [фот.] // Старый Омск : нач. XVIII – нач. XX вв. – Омск, 2000. – С. 87; Федорова М. И. Из истории технического образования Омска // История развития омской школы. – Омск, 2000. – С. 110-111; Бойченко И. А. Из жизни омских учебных заведений начала XX века // Страницы истории омской школы. – Омск, 2002. – С. 23-32; Толочко А. П. Развитие материальной базы низших и средних специальных учебных заведений в Западной Сибири в конце XIX – начале XX вв. // Сибирь: XX век: межвуз. сб. науч. тр. – Кемерово, 2002. – Вып. 4. – С. 33-41; Рыжих А. Ф. Омское Императора Александра III училище // Во имя державы родной: очерки истории профтехобразования Ом. обл. / А. Ф. Рыжих. – Омск, 2006. –
С. 11-18: ил.; Степнова Л. Ф. О возникновении и развитии учебных заведений профессионально-технического образования в Омской области во второй половине
XIX в. // История образования и просвещения в Западной Сибири: сб. науч. ст. и материалов VII регион. науч.-практ. конф. – Омск, 2007. – С. 343-347.