Вы находитесь здесь:


Торжественно открыт в 1912 году.

По Положению о городских училищах 1872 г. подготовкой учителей для городских начальных училищ должны были заниматься учительские институты. Они являлись средними специальными учебными заведениями, и стали следующей, после семинарий, ступенью педагогического образования. За право открытия второго учительского института в Западной Сибири (первый был открыт в Томске в 1902 г.) боролось несколько городов. Выбор в пользу Омска был предопределен активностью и заинтересованностью местной власти: учитывая ограниченный государственный бюджет учительских институтов, Омская городская дума еще зимой 1911 г. приняла постановление о бесплатном отведении участка земли под строительство института и ассигновании единовременно 20 тысяч рублей и по 5 тысяч ежегодно на его содержание. Хотя первоначальные планы строительства собственного здания не были реализованы, Омский учительский институт был торжественно открыт в октябре 1912 г. Он занял удобное приспособленное помещение (дом Кирьянова), в котором располагался в течение трех лет. С началом Первой мировой войны из-за повышения арендной платы институт вынужден был переехать в здание Омского Первого высшего начального училища, несколько лет учебным заведениям приходилось заниматься в две смены, что отрицательно сказалось на качестве обучения. Здание, построенное для учительского института, к началу 1915/1916 учебного года по законам военного времени отдали под госпиталь. Омский учительский институт имел трехгодичный курс обучения. При учительском институте было учреждено двухклассное городское училище. На первый курс по результатам испытаний было зачислено 23 человека. Основной контингент слушателей составляли выпускники учительских семинарий и школ, по сословному составу, в основном, дети мещан и крестьян. В институт зачислялись молодые люди в возрасте 16-25 лет, но с разрешения попечителя часто учились взрослые слушатели (от 30 до
40 лет). В первые месяцы работы института были разработаны основные документы: правила для воспитанников, программы преподавания, правила для лиц, желающих поступить в Омский учительский институт. Правила для воспитанников закрепляли казарменный уклад жизни института: строгая дисциплина, обязательное посещение занятий, безусловное исполнение требований преподавателя. После окончания института выпускник был обязан отработать учителем не менее шести лет или вернуть государству средства, потраченные на его обучение. Учебный план института несколько отличался от подготовки в учительской семинарии: меньше часов отводилось для изучения Закона Божьего, некоторые курсы в институте были комплексными, например, черчение включало в себя рисование и чистописание, профессиональный блок в институте был скуднее, чем в учительской семинарии, педагогическая практика в учебном плане отдельной строкой не прописывалась. Основные курсы (математика, история, география, естествоведение) по количеству часов были примерно одинаковыми. Деятельность учительских институтов по всем направлениям подготовки педагогических кадров постоянно являлась объектом критики представителей педагогической науки и практиков. В 1920 г. в результате слияния учительской семинарии и учительского института в Омске был учрежден Институт народного образования, осенью 1921 г. преобразованный в педагогический техникум.

Библиогр.: Омский учительский институт // Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1916 год. – Томск, 1916. – С. 300-302; Головнева Н. М. Из истории педагогического образования в Омске // История педагогического образования Западной Сибири. – Омск, 2002. – С. 88-90; Сатышева Р. Ш. Просветительство в Западной Сибири // История образования и просвещения в Западной Сибири: сб. ст. VII регион. науч.-практ. конф. – Омск, 2007. – С. 254-259; Чуркина Н. И. Создание и деятельность Омского учительского института // История общего и педагогического образования в Омской области / Чуркина Н. И. – Омск, 2008. – С. 99-112; Чуркина Н. И. Участие западносибирских городов в становлении педагогического образования // История образования и просвещения в Сибири и Казахстане: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. – Омск, 2009. – С. 426-433.

 

Образование