Омская учительская семинария – первое специальное педагогическое заведение Западной Сибири. Создана по решению Государственного совета от 25.04(7.05).1872 г. Открыта, по одним данным в августе 1872 г. (ГИАОО. Ф. 115. Оп. 1. Д. 47. Л. 3; Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа. Томск, 1890), по другим – 1(13).12.1872 г. (Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа. Томск, 1916). Причиной создания учительской семинарии явилась острая нехватка учителей для начальных школ Западной Сибири и Казахстана. Первым директором семинарии был назначен Н. И. Вирен. В первый год работы семинарии кроме директора и двух штатных педагогов все остальные должности занимали совместители. Согласно типовому положению семинария имела трехгодичный курс обучения с количеством учащихся 60 человек. В 1872 г. к обучению приступили 19 человек. При семинарии работало двухклассное начальное училище, которое использовалось для прохождения педагогической практики. В семинарию приезжали учиться из Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской областей, Тобольской и Томской губерний. В семинарию принимали редставителей разных сословий (детей дворян, чиновников, духовенства, мещан и крестьян) в возрасте от 15 до 25 лет. Семинаристы изучали Закон Божий, педагогику, русский язык и словесность, арифметику и геометрию, физику, историю, географию и др. предметы. Со второго класса начинались практические занятия, целью которых была подготовка учащихся семинарии к предстоящей учебной деятельности. Учащиеся присутствовали на показательных уроках учителей начальной школы, составляли планы и конспекты уроков. С третьего класса самостоятельно давали уроки и присутствовали на конференциях по их обсуждению. Для учащихся семинарии были разработаны и утверждены специальные правила поведения как в семинарии, так и вне нее. Первый выпуск в 1875 г. состоял из 16 семинаристов, в 1876 г. обучение закончили 12 семинаристов. За первые десять лет существования семинария выпустила 142 человека. Всего из стен Омской учительской семинарии вышло свыше тысячи народных учителей, многие из которых стали видными общественными и научными деятелями, писателями, поэтами. Среди них: писатели С. С. Ужгин, Е. А. Минин, А. И. Ершов; исследователь крестьянского быта, историк Ф. К. Зобнин; педагог и общественный деятель, краевед А. Н. Седельников (ставший впоследствии директором семинарии) и др. В результате слияния Омской учительской семинарии и Омского учительского института 21 июля 1920 г. был учрежден институт народного образования. В последующие годы было еще немало реорганизаций: педтехникум, политехнический техникум, агропедтехникум, русско-казахское педучилище, педучилище № 1
(с 1968), Омский педагогический колледж № 1 (с 2005) – официальный преемник Омской учительской семинарии.
Библиогр.: ГИАОО. Ф. 115. Оп. 1. Д. 47. Л. 3; [Омская учительская семинария] // Знаменательные и памятные даты Омского Прииртышья, 1997. – Омск, 1996. – С. 45-46; Бреусова О. А. Из истории Омской учительской семинарии / О. А. Бреусова,
Е. М. Сумина // Изв. Ом. гос. ист.-краевед. музея. – 1999. – № 7. – С. 382-385; Матвеев А. В. Документы Государственного архива Омской области об истории строительства здания Омской учительской семинарии (1902-1903 гг.) / А. В. Матвеев,
О. В. Трофименко // История образования и просвещения в Западной Сибири. – Омск, 2007. – С. 326-332; Чуркина Н. И. История создания и деятельность первого педагогического учебного заведения в Омской области // История общего и педагогического образования в Омской области / Н. И. Чуркина. – Омск, 2008. – С. 43-85; Чуркина Н. И. Деятельность Омской учительской семинарии по подготовке учителей начальных училищ Западной Сибири в конце XIX – начале XX века //
Ом. науч. вестн. – 2009. – № 1 (75). – С. 154-157: табл. – (Сер. Общество. История. Современность); 135 лет на службе образованию: история и современность / Ом. пед. колледж № 1; сост.: Авдеева Г. Ф. и др. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. – 235 с., ил.