Основано в 1919 году.

В годы Гражданской войны в России царили голод и разруха. Железнодорожный транспорт с большим трудом обеспечивал переброску войск, имущества и грузов из районов боевых действий, эвакуацию раненых и больных. Активизировалась преступность, участились случаи хищения на транспорте. Для укрепления порядка создавались рабоче-крестьянские вооруженные отряды железнодорожной охраны. К борьбе с преступностью на железнодорожном транспорте подключились бойцы Красной Армии, транспортные чрезвычайные комиссии, уголовный розыск, отряды продовольственной милиции. Тем не менее, для более эффективного противостояния преступности на железнодорожном транспорте необходимы были специальные кадры, хорошо знающие специфику железной дороги. 18 февраля 1919 г. Президиум ВЦИК утвердил положение о создании Рабоче-Крестьянской железнодорожной милиции. На Сибирской магистрали к концу 1920 г. действовало 3 линейных управления милиции (Омское, Томское и Забайкальское) и работало более 6 тысяч человек. Железнодорожная милиция не только охраняла магистраль, следила за порядком на транспорте, но и активно участвовала в ликвидации банд, орудовавших в районах станций, вела борьбу с продовольственной спекуляцией и мешочниками, наводнившими пассажирские и воинские поезда. В годы Великой Отечественной войны она боролась со спекуляцией и хищением грузов. Но эта работа была лишь небольшой частью многогранной деятельности транспортной милиции. Сегодня сотрудники Линейного управления внутренних дел продолжают борьбу с преступностью на транспорте. Среди первоочередных задач, стоящих перед ними, – борьба с наркоторговлей и терроризмом.  

Лит.: «Летучие отряды» // На рубеже эпох. – Омск, 2001. – С. 162: ил.; 80 лет транспорт под охраной // Новое обозрение-Версия [Омск]. – 1999. –  17-23 февр. (№ 6). – С. 18; Неприметность – признак качества // Ом. вестн. – 2006. – 22 февр. – С. 9: ил.

Транспорт