ПРОЕКТ «БИБЛИОТЕЧНЫЕ ИСТОРИИ». Омская «Пушкинка» в борьбе за просвещение: по материалам архивной коллекции главной библиотеки региона.
Возрастная маркировка: 12+
Нам надо, во что бы то ни стало,
поставить себе 3 задачи:
во-первых – учиться;
во-вторых – учиться;
в-третьих – учиться…
В. И. Ленин,
лозунг к агитации за ликвидацию неграмотности
Открывшаяся 3 февраля (21 января ст. стиля) 1907 г. Омская Пушкинская библиотека уже в советское время сыграла очень большую роль в борьбе за грамотность населения России.
Новая власть наделила трудящееся население страны избирательными правами. Однако многие рабочие и крестьяне были лишены возможности обучаться даже основам грамотности, что было препятствием для их полноценного участия в политической жизни общества. Ликвидация неграмотности стала непременным условием обеспечения сознательного участия всего населения в политической и хозяйственной жизни России.
Ещё в декабре 1917 г. в Народном комиссариате просвещения (Наркомпрос) под руководством Надежды Константиновны Крупской был создан внешкольный отдел, одной из основных задач которого стала организация ликвидации неграмотности (ликбез) в стране.
В мае 1919 г. состоялся первый Всероссийский съезд по внешкольному образованию. По инициативе участников съезда был подготовлен проект декрета «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», принятый Советом народных комиссаров 26 декабря 1919 г. Первая статья декрета гласила: «всё население Республики в возрасте от 8–50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке». Вслед за публикацией декрета, для его осуществления 19 июля 1920 года была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности («ВЧК ликбез») во главе с наркомом просвещения Анатолием Луначарским. ВЧК ликбез занималась организацией обучения неграмотных по всей стране, проведением курсов для учителей и изданием учебной литературы.
Ликвидация неграмотности в Омской области началась уже в 1919 году, когда 13 декабря Омский губернский революционный комитет (Губревком) принял постановление о ликвидации неграмотности на территории всей тогдашней Омской губернии.
К началу нового учебного года было открыто 1179 школ и пунктов ликбеза, а на 1 января 1920 года количество работающих школ достигло 2218. В первые два года годах только в пунктах ликбеза обучалось 16546 человек.
В 1920-1924 годах были изданы первые советские массовые буквари для взрослых Д. Элькиной, Д. Бугославской, А.Курской, В. Смушкова и др. Было налажено издание букварей и в Омске:
С ними можно познакомиться в секторе редких книг и Электронной библиотеке Омской государственной областной научной библиотеки имени А. С. Пушкина.
Органам народного просвещения для организации занятий по обучению неграмотных позволялось использовать все подходящие помещения в городских учреждениях, в том числе и в библиотеках. Так, согласно годовому отчёту о работе Омской «Пушкинки» за 1925 год, «в помещении библиотеки работала школа малограмотных». Наркомпросу и его местным органам предоставлялось право привлекать к обучению неграмотных все общественные организации, а также всё грамотное население страны в порядке трудовой повинности.
В ноябре 1926 г. при Библиотеке начал работу кабинет ликвидаторов неграмотности. Сотрудники библиотеки, привлечённые в качестве борцов с безграмотностью, обучали взрослых учеников чтению, письму, счёту. Позднее программа была уточнена (занятия имели целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства).
В Архивной коллекции по истории «Пушкинки» сохранились тетради учащихся школы малограмотных, которая находилась в библиотеке, – Марии Васильевны Клюковской, Евдокии Кузьминичны Алексеевой, Василия Яковлевича Апполонова и других.
Во втором квартале 1926 г. был создан кружок по изучению читателя, в который входили 13 библиотекарей: 6 работников из Центральной Пушкинской, 6 – из районных и 1 – из библиотеки школы Милиции. Кружок особое внимание уделял методу наблюдения. Обязанностью библиотекарей было ведение дневников наблюдения за читателями, проведение Дней Книги, организация уголков самообразования. В ходе подготовки к каждому мероприятию применялись различные форм библиотечной работы: громкие чтения и обсуждения прочитанного, составление рекомендательных списков и другие.
В итоге, «к первому десятилетию Советской власти (1927 г.) Пушкинская библиотека пришла крупной массовой библиотекой, имеющей свыше 4000 читателей, из которых 950 рабочих (в 1924 г. этой категории читателей было только 57 человек)».
Таким образом, «Пушкинка» в 1920-е годы внесла свой ощутимый вклад в дело ликвидации неграмотности в СССР. Всего в 1917–1927 гг. в стране Советов было обучено грамоте до 10 миллионов взрослых, в том числе только в РСФСР 5,5 миллиона. Но и в 1930-е годы Омская библиотека не прекращала бороться за увеличение количества читателей, став активным участником библиотечного похода. Разнообразие форм работы с воспитанным в стенах библиотеки читателем привело к значительному росту посещений: если в 1933 г. читальный зал ежедневно посещало в среднем 53 человека, то в 1934 г. эта цифра увеличилась более, чем в 3 раза.